Артикуляционная гимнастика для развития речи у детей
Артикуляция – способность правильно воспроизводить звуки с помощью речевого аппарата. Помимо голосовых связок, речевой аппарат включает в себя: язык, мышцы лица, бронхи, легкие, трахею, межреберные мышцы, диафрагму, гортань.
Артикуляционная гимнастика предназначена для тренировки подвижности мышц перечисленных выше участников формирования и развития речи у детей.
Общие советы по выполнению артикуляционной гимнастики
- Упражнения по артикуляционной гимнастике проводятся ежедневно по 3 раза.
- Время занятий не должно быть больше 5 минут.
- На каждом занятии проводить не больше 3 упражнений.
- Каждое упражнение выполнить не более 7 раз.
- Фиксация артикуляционной позы не должна превышать 15 секунд.
- Упражнения проводятся в форме игры.
- Начинать лучше с простых движений, постепенно их усложняя.
- На каждом уроке добавлять только одно упражнение.
- Тренировки проводить сидя, без напряжения в туловище.
- В процессе тренинга ребенок должен видеть свое лицо и лицо преподавателя.
- Приступать к упражнениям с тренировки губ.
Порядок проведения артикуляционной гимнастики
Прежде всего педагог должен найти подход к ребенку, чтобы он был открыт, расслаблен и готов к работе.
Далее педагог показывает ребенку технику упражнения.
В процессе упражнения педагог контролирует его выполнение и поправляет малыша в случае необходимости.
У детей не сразу все получается, в этом случае педагог должен помочь маленькому пациенту чайной ложкой, шпателем или чистым пальцем.
Артикуляционные упражнения для губ
- Бантик. Фиксация улыбки. Зубы закрыты губами.
- Дудочка. Вытянуть губы вперед. Зафиксировать губы на 10 секунд.
- Гребешок. Улыбнуться, сомкнуть зубы, рот приоткрыт.
- Баранка. Округлить губы, вытянуть их вперед. Зубы сомкнуть так, чтобы видны были резцы
- Чередуем губы по схеме: гребешок – баранка - бантик - дудочка.
- Зайка. Приподнять верхнюю губу и обнажить зубы. Зубы сомкнуть.
Артикуляционные упражнения для подвижности губ
- Почесать верхнюю губу нижними зубами, потом верхними – нижнюю губу.
- Бантик - Дудочка.
- Хрюша. Подвигайте Дудочкой вправо-влево, повращайте Дудочкой по кругу.
- Показать, как говорят рыбы. Похлопать губами, произнося глухие звуки.
- Втянуть щеки и открыть рот. При этом должен быть слышен звук поцелуя.
- Утка. Положить большие пальцы под нижнюю губу, а остальными пальцами растянуть и массировать верхнюю.
- Лошадка. Сомкнуть и расслабить губы. Сделать резкий выдох и издать звук, напоминающий фырканье лошади.
- Сильно надуть щеки и удерживать воздух во рту.
- Удерживая губами карандаш, нарисовать в воздухе круг или квадрат.
- Ребенок удерживает салфетку губами, а педагог пытается ее выдернуть.
Артикуляционные упражнения для щек и губ
- Растирание, похлопывание и покусывание щек.
- Надувание щек. Надуть сначала левую, потом правую, потом обе щеки.
- Втягивание щек.
- Закрыть и надуть рот. Выбивать воздух изо рта кулачками.
Артикуляционная гимнастика для языка
- Гнездо. Открыть рот, языком не шевелить.
- Лопатка. Рот открыть. Язык положит на нижнюю губу.
- Рот открыть как можно сильней. Приподнять язык над зубами.
- Жало. Рот открыть. Язык стрелой выдвинуть вперед.
- Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубы. Средину языка поднять.
- Рот открыть. Язык сделать ложечкой.
- Рот открыть. Достать языком небо.
Новые советы:
Предыдущие советы: