17
Дек
2012

Как формируется самооценка подростка

Подростковый возраст является переломным этапом в развитии личности. К его началу у ребенка уже есть множество знаний об окружающем мире, а тут появляется новая функция анализа и, соответственно, составления собственных представлений и мировоззрения. Более того, взгляд ребенка, наконец, обращается на себя самого, и из обрывочных знаний о своем содержании начинает формироваться самооценка подростка.

Самооценка - одно из центральных образований личности человека, неотъемлемый компонент самосознания, который содержит определенные знания о самом себе, а также субъективную оценку своих физических, психологических, нравственных качеств, способностей, поступков и т.д. 

Ученые считают самооценку новообразованием именно подросткового возраста, в течение которого отношение человека к себе меняется от абсолютного неведения и даже незаинтересованности к достаточно определенной или, напротив, резко колеблющейся самооценке.

Как правило, в самооценке подростка выделяют такие особенности:

  • Адекватность. У каждого ребенка свои представления о наиболее важных составляющих успешной личности. И если дети по этим показателям всегда оценивают себя очень высоко, то подростки к оценке подходят более рационально, а иногда даже излишне категорично. От адекватности самооценки зависит степень социальной адаптации личности.
  • Критичность следует за приобретенной адекватностью и позволяет сопоставлять свои возможности с определенными требованиями, осознавать достоинства и недостатки, оценивать личные качества как положительные и отрицательные и делать выводы о том, что необходимо что-то изменить для благоприятного развития.
  • Ситуативность и неустойчивость. Отношение подростков к себе сильно зависит от личных успехов и поражений, критерии которых крайне субъективны и связаны или с идеалами ребенка, или с требованиями важных для ребенка людей. Очевидно также, что на самооценку подростка может повлиять сиюминутное настроение, в то время как от более устойчивой самооценки зависит общий фон.
  • Подверженность внешним воздействиям. В начале переходного возраста самооценка напрямую зависит от отношения к подростку окружающих, очень большой вес имеет мнение сверстников. По мере взросления оценочные суждения начинают строиться уже по отношению к определенному идеальному образу и сравнению себя с ним. Так самооценка приобретает относительную устойчивость.
  • Охват различных сфер жизни. К моменту становления самооценки она складывается из оценки подростком различных сфер своей деятельности, поэтому недостатки в одной области могут компенсироваться успехами в другой и наоборот.
  • Гендерные различия. Самооценка девочек зачастую ниже, чем у мальчиков, и многочисленные исследования выявили причину этого феномена: девочки оценивают свое тело, прежде всего, по критериям внешней привлекательности, которая в подростковом возрасте только начинает проявляться, а у мальчиков на первый план выступает его эффективность.

Таким образом, от степени устойчивости отношения к себе в переходном возрасте и его основных моментов зависят многие аспекты развития и дальнейшей жизни, поэтому важно, чтобы окружающие осознавали некоторые особенности процесса становления самооценки подростка и поддерживали его.