Обидчивый ребенок – что делать
Обида – характерное состояние для детского возраста, особенно часто она встречается у детей с чувствительной нервной системой и ранимой душой. Обидчивый ребенок постоянно доказывает свою уникальность и самоутверждается.
Впервые чувство обиды появляется у малышей в 5-месячном возрасте. До 5 лет дети относительно легко справляются со своими обидами, отвлекаются и быстро о них забывают. После 5 лет чувство обиды становится уже более осознанным, так как ребенок в этом возрасте нуждается в признании и уважении со стороны сверстников и взрослых.
Обидчивый ребенок - причины
- Неадекватная самооценка. Дети часто неправильно оценивают то, как их воспринимают окружающие. Им кажется, что их недооценивают сверстники и не воспринимают всерьез взрослые, хотя в большинстве случаев это абсолютно не так. Но эта ошибочная оценка становится важной частью жизни обидчивого ребенка.
- Страх озвучивать свои желания. Он возникает как следствие неправильного воспитания, когда родители запрещают открыто выражать свои чувства (например, агрессию, злость), ругают ребенка за многие его «хочу» или же попросту игнорируют его желания.
- Осознанная манипуляция. Обиженный малыш сразу привлекает внимание родителей, со временем понимая, что именно так он может воздействовать на окружающих, чтоб его заметили.
- Обидчивый ребенок – как помочь
- Не сравнивайте его с ровесниками, тем более не делайте акцент на их превосходстве. Поскольку обидчивые дети очень чуткие к оценкам окружающих, не используйте в своем воспитании прием «А что скажут люди?».
- Объясните ребенку, что его сверстники имеют свою жизнь, мысли, желания, интересы и отнюдь не сосредоточены на нем. Занимаясь своим делом (играя, строя, читая) они абсолютно не выражают пренебрежения к его персоне.
- Поскольку, зачастую дети не понимают, что с ними происходит, вместо призывов спрятать свои эмоции («замолчи», «выйди из комнаты» и т.д.), помогите им осознать их настоящие чувства («ты сейчас сердишься, потому что я не купила тебе…»).
- Учите ребенка делиться своими чувствами и желаниями с окружающими, ведь о них иногда сложно догадаться, в результате чего появляется повод для обид. Научите ребенка говорить о своих чувствах от своего имени («Я злюсь, потому что…» вместо «Ты меня злишь»).
- В случаях, когда повод для обиды действительно есть, поговорите с ребенком, выслушайте его, предложите пути решения его проблемы. Если же повода для обиды как такового нет, то постарайтесь объяснить это ему.
- Вовлекайте ребенка в творчество (рисование, лепку и др.), ролевые, хороводные игры. Избегайте соревновательных занятий. Нужно развивать у таких детей восприятие сверстников как союзников, а не как соперников, врагов.
- Рассказывайте детям сказки, притчи, где есть обидчивые герои, анализируйте вместе с детьми причины их обид и способы разрешения сложившейся ситуации.
И главное – ни в коем случае не упрекайте обидчивого ребенка в его ранимости, а постарайтесь понять истинные причины возникшего у него чувства и не игнорируйте их.
Новые советы:
Предыдущие советы: