Раздел:
|
Предлагаем вам несложную пошаговую инструкцию, которая поможет вам научить ребенка читать в интересной игровой форме, начиная с раннего возраста.
Изучаем гласные
Для начала пусть ребенок выучит только гласные. Вырежьте из плотной бумаги кружочки диаметром 10-15 см, нарисуйте на них гласные и расклейте в разных местах по квартире. Можно придумать каждому кружочку свою песенку или просто напевать "ааааааа", "ууууууу" и т.п. Показывайте на букву и просите ребенка, чтобы он спел нужную песенку. Если малыш будет ошибаться - ничего страшного. Поправьте его и скажите, что спетая им песенка - это песенка вон той буквы. Периодически меняйте кружочки местами, пока ребенок не запомнит все буквы и их песенки правильно.
Следующий этап - "прятки". Покажите ребенку слово, написанное крупным шрифтом, и спросите, какая буква "спряталась" в этом слове. Или назовите эту букву, а малыш пусть покажет ее в слове. Так ребенку будет легче запомнить графическое написание букв.
Учите малыша находить знакомые буквы, написанные разным цветом и шрифтом. Например, во время прогулки рассматривайте с ним вывески, названия магазинов, объявления. Так, в форме ненавязчивой игры, ребенок быстро освоит все гласные.
Учимся читать слоги
Когда ребенок хорошо знает все гласные, можно приступать к изучению согласных. Делать это можно по азбуке или букварю, но при таком способе обучения детям впоследствии хуже даются слоги, и они часто читают по буквам целые слова. Поэтому лучше учить малыша сразу читать слоги, одновременно знакомя его с согласными.
Обратите внимание, что нужно называть ребенку звук, а не букву, то есть "буква Р", а не "ЭР". Правильные названия букв ребенок выучит позднее, ближе к школе.
Традиционно первая изучаемая согласная - буква "М". Скажите ребенку, что с этой буквы начинается слово "мама". Поиграйте с буквой, придумайте, на что она похожа. Вариантов масса - качели, сломанный стол, половинка бантика, клювик птички. Буква запомнится гораздо лучше, если у ребенка будет в голове связанный с ней образ.
Добавляйте букву к гласным и читайте. Сначала прочитайте сами, потом вместе с малышом, потом пусть он повторяет за вами. Сделайте таблички "МА", "МЕ" и т.д., читайте какой-нибудь слог и просите ребенка показать нужную табличку.
Длительность таких занятий не должна превышать 5-10 минут, чтобы ребенок не уставал и не воспринимал их как "скучные и неинтересные, но мама заставляет". Немного поиграйте "в чтение" и переключайтесь на что-то другое. А к чтению можно будет вернуться позднее или на следующий день.
Учимся читать слова
Когда малыш хорошо освоит несколько согласных, можно составлять небольшие слова - СО+К, МА+К, МЯ+СО, МУ+КА. Сначала прочитайте их ребенку несколько раз, затем произносите начало, а ребенок пусть продолжает.
На этом этапе весьма кстати придется магнитная азбука. Составляйте слова из букв вместе с ребенком, просите его показывать нужную букву и место, куда ее ставить.
Постепенно знакомьте ребенка с другими согласными, увеличивайте число букв и слогов в возможных словах.
Возьмите несколько картинок, на которых изображено что-то хорошо известное ребенку - животные, машинки, игрушки. К каждой картинке приложите табличку с названием предмета. Расклейте их по квартире и несколько раз в день просите ребенка прочитать, что здесь написано. Затем соберите картинки и попросите ребенка, чтобы он вернул их на свои места. Либо соберите таблички и оставьте картинки, а ребенок пусть прочитает слова и прилепит их к соответствующим картинкам.
Такая практика очень хорошо учит соотносить изображение с написанным текстом, развивает понимание прочитанного и абстрактное мышление.
Картинки периодически переставляйте в другие места, читайте неправильно слова, чтобы малыш вас поправлял. Когда ребенок запомнит одну группу картинок-слов, уберите часть из них и добавьте новые. Старые же периодически повторяйте.
При таком способе обучения вы сможете легко и быстро научить ребенка читать. Но только не переусердствуйте с педагогическим рвением. 10-15 минут в день будет вполне достаточно. Придавайте занятиям форму игры, придумывайте увлекательные сюжеты, и тогда ребенок будет сам просить вас еще и еще поиграть с ним.