Современные интерьеры не предполагают использования ковров. Зачем он нужен? Только пыль собирает! Но многие дизайнеры настаивают на применении ковров в оформлении помещений.
Все ковры различаются по следующим параметрам:
– по месту расположения: напольные, настенные, накидывающиеся на предметы мебели;
– по географии изготовления: персидские, индийские, турецкие и т. д.;
– по способу производства: ковры ручной и машинной работы;
– по составу материала: шерстяные, шелковые, из искусственных нитей;
– по длине и качеству ворса: безворсовые, с коротким или длинным ворсом.
Самые известные и дорогие ковровые полотна изготавливают в южных и восточных странах: в Иране (Персии), Афганистане, Турции, Китае, Индии. Видимо, это связано с тем, что жители данных стран много времени проводят на земляном или каменном полу, а он, как правило, холодный. Также солнечный жаркий климат дает простор фантазии для использования интересных красок и орнаментов, которые воплощаются в рисунках ковров.
Шелковые ковры, созданные из натурального материала, являют собой яркие тонкие, но прочные полотна. Нить шелка придает им блеск, а сотканное вручную изделие поражает сочностью и переливами красок. На пол такие шедевры стелить нельзя, так как они требуют к себе особо бережного отношения. Ими лучше всего украсить стены или мягкую мебель. Ковры из шелковых волокон ручной работы сами по себе являются произведением искусства, результатом долгого и кропотливого труда, поэтому они очень дорогие.
Шерстяные ковровые полотна ручной работы изготавливаются из высококачественной шерсти овец, которых разводят специально для этой цели. Такие изделия толстые, плотные, теплые и тоже невероятно красивые. В каждом ковровом полотне наблюдаются стиль, основные элементы орнамента и техника ткачества той местности, где он произведен. Но в каждой вещи, сделанной руками мастера, отражается его душа его видение окружающего мира. Шерстяные ковры ручной работы отличаются особенным изяществом и красотой переплетения нити.
Среди ковров ручной работы есть те, которые не имеют ворса, – это килимы и сумахи. Основой для них всегда была обычная циновка, в которую вручную вплетали нить и завязывали из нее узелки. У килимов нет лицевой и изнаночной стороны, рисунок с обеих сторон одинаков. У сумахов же хорошо видна изнанка.
Большинство людей, покупающих ковры, отдают предпочтение моделям с ворсом. Они представлены большим количеством разновидностей. Самые популярные виды ковров среди ворсовых полотен:
– петлевые одноуровневые (ворс состоит из неразрезанных петель одинаковой длины) и многоуровневые (разные по длине петли образуют рельефный рисунок);
– велюровые (самый короткий однородный и гладкий ворс);
– саксони (изящный стриженый ворс);
– фризе (длинный скрученный ворс);
– cut-loop (комбинация длинного разрезанного и короткого неразрезанного ворса).
Очень интересны изделия, сотканные в технике ручного тафтинга. В данном случае за основу берут сетку и руками формируют ворс-рисунок из петель и разрезанных нитей различной длины и цветовой гаммы.
Ковры, выполненные машинами, тоже могут иметь или не иметь ворс. Среди безворсовых машинных ковров следует назвать однослойные паласы, жаккардовые однополотные и двухполотные, аксминстерские ковры и ковровые дорожки с ярким многоцветным узором, имитирующим ручную работу, тафтинговые, трикотажные. Данные изделия в своем составе имеют синтетические нити, что делает их менее дорогими, чем натуральные шелковые или шерстяные ковры.