11
Сен
2019

Открытие франшизы – плюсы и минусы

При открытии своего бизнеса возникает целый ряд сложных задач: обучение персонала, разработка схемы ведения бизнеса, раскрутка собственного бренда, налаживание поставок сырья. Идти новым, непроторенным путем всегда трудно и рискованно. Но есть и альтернативный вариант – открытие франшизы. Итак, работа по франшизе – что это ?

Открытие франшизы – плюсы и минусы

Владелец уже работающего бизнеса (франчайзер) передаёт другому человеку (франчайзи) право действовать от своего имени, пользоваться своим брендом, технологией производства, сырьем.

За это франчайзи платит паушальный взнос – одноразовый платёж за ведение бизнеса под торговой маркой франчайзера. Он получает регламенты организации, работы с персоналом, технологические инструкции, описание фирменного дизайна. Каждый месяц выплачивается ещё и роялти за использование авторских прав, патентов и товарных знаков. Платёж может быть фиксированным или исчисляться в процентах от выручки. Помимо него существует ежемесячная плата за проводимые рекламные акции.

Виды франшиз

Промышленный или производственный. Владелец фирмы продаёт франчайзи право изготавливать и продавать товар под своей маркой, пользоваться сырьем и технологией производства. В таких случаях оговаривают количество выпускаемой продукции, квалификацию работников, контроль качества, отчеты и планы по продажам.

Товарный. Производством по-прежнему занимается сама фирма, а право продажи товара покупает франчайзи. В договоре закрепляется ассортимент, условия использования торговой марки, правила ведения продаж. Примером могут послужить фирменные магазины одежды.

Сервисный. Покупая право осуществлять услуги от имени уже существующей фирмы, бизнесмен получает от неё оборудование и рекламную технологию. Его работа регулярно подвергается проверке на качество. Например, такое возможно в сети парикмахерских.

Бизнес. Продаётся лицензия на организацию какого-либо бизнеса вместе с подробно описанной концепцией, требованиями к дизайну помещения и рабочей формы, квалификации сотрудников. В договоре закрепляются маркетинговая стратегия, отношения с поставщиками и ведение документации.

Обратный. Осуществляется передача прав на ведение дела под определённой торговой маркой. Франчайзер снабжает бизнесмена полным ассортиментом продукции (помимо алкогольной), по договору выплачивает ему агентское вознаграждение и процент.

Формы франчайзинга

Прямая форма. Одно лицо получает разрешение открыть одно предприятие на ограниченной территории.

Субфранчайзинг. Субфранчайзер получает большую часть прав в пределах какой-то территории и может даже давать разрешение на открытие франшиз другим людям.

Мастерфранчайзинг. Предполагает полную передачу прав мастерфранчайзи в пределах одного или нескольких государств.

При выборе компании-франчайзера важно обратить внимание на длительность и успешность её работы на рынке, количество филиалов, наличие разработанных эффективных технологий и методов ведения дела.

Несмотря на очевидные преимущества открытия франшизы (минимум затрат на рекламу, багаж схем и инструкций, низкие риски и налаженные поставки) есть и ряд минусов. Среди них необходимость чётко следовать всем оговоренным правилам, даже если они не дают максимальной выгоды, возможные ограничения выхода из бизнеса, отсутствие возможности влиять на управление корпорацией на высоком уровне.